В мастерской скульптора Вячеслава Потапина

Многие нижегородцы знают деревянный дом на Почтовом съезде рядом с домом Каширина: здесь живет и работает знаменитый скульптор Вячеслав Михайлович Потапин. Его работы хранятся в коллекциях российских музеев, в том числе Третьяковской галереи, а некоторые монументальные скульптуры можно увидеть и на улицах Нижнего Новгорода. Среди них — драматически белая Пьета у здания полицейского главка на улице Горького, изящная муза Талия у входа в театр Комедии, невероятно трогательный и вечно ждущий своего хозяина пес, созданный для приюта животных «Сострадание-НН». А в Арзамасе — словно вознесшийся над страстями человеческими патриарх Сергий Страгородский.

Удивительное дело: начинаешь понимать, как работает мысль скульптора, когда попадаешь в его мастерскую. Здесь видишь не только рабочий процесс, а то, как пластически вызревает художественный образ. Именно эти станковые эскизы и есть самое ценное для понимания.

Когда разглядываешь скульптуры Вячеслава Потапина, ощущение правды рождается не от реалистической точности, а от подлинности чувства или характера, воплощенного в конкретном материале, будь то бронза, дерево или гипс. Кажется, что именно материал сам ведет скульптора за собой, определяет не только форму, но и внутреннее, смысловое наполнение произведения.

Вот скульптуры из металла — они выражают эмоциональное напряжение, физическую или духовную силу, проявленную даже в тонких, вытянутых линиях. Это почти всегда застывшее, схваченное в отдельном мгновении движение.

Совсем другая пластика у гипсовых скульптур: это чаще всего композиции, в которых элементы лишь намечены, не сформированы в отчетливые детали, образы, фигурки людей словно слеплены друг с другом, соединены неразрывной связью. Здесь нет движения, это мир статический, мир домашнего уюта, объятий, бесформенности покоя и любви.

Деревянные скульптуры — условные человеческие фигуры, как будто лишенные физиологии, человек как существо духовное. Дерево у Вячеслава Потапина — сакральный материал, оно передает саму суть природы, сочетание хрупкости, бренности существования и всепобеждающей вечности возрождения.

Некоторое время назад мне повезло побывать в мастерской скульптора. Посмотрите фото — это лишь немногое из того, что там есть. Большое спасибо самому Вячеславу Михайловичу и его дочери, искусствоведу Марии Потапиной за приглашение и импровизированную экскурсию.