Голый остров

 

Предлагаю вам посмотреть еще один фильм японского режиссера Канэто Синдо. Ранее в своем блоге я уже выкладывал его кинематографический кайдан «Черные кошки в бамбуковых зарослях».

Еще один фильм, который произвел на меня сильное впечатление, называется «Голый остров» (Hadaka no shima). Он снят в 1960 г. В центре сюжета крестьянская семья, которая изо дня в день возделывает клочок земли на пустынном каменистом острове. На первый взгляд, перед нами доведенная до автоматизма повседневная тяжелая работа без скидок на усталость, сдержанные проявления чувств, установленный вековой традицией регламент отношений супругов, родителей и детей. Но под этой поверхностью через бытовые детали, взгляды, жесты прорастают глубокая эмоциональная привязанность героев друг к другу, умение видеть и понимать то, что внутри другого человека. Лишь в конце фильма эмоции ненадолго вырываются на поверхность. Чувства героев в этом фильме созвучны природе, которая сурова, но прекрасна. У природы здесь своя важная роль. Природа учит не только любви к своей земле, но и покорности неизбежному.

Мне в голову однажды пришла мысль, что японский кинематограф с его малым количеством диалогов и богатством «молчаливых» сцен, через визуальные подробности раскрывающих смысл происходящего, есть в некоторой степени квинтэссенция кино как вида искусства. В этом смысле фильм «Голый остров» можно считать образцовым: в нем вообще нет диалогов. Зато здесь звучит потрясающая по глубине и драматизму музыка Хикару Хаяси.

В 1961 г. фильм получил главный приз Московского международного кинофестиваля.