В эфире — театр. О спектакле «Обыкновенная история» в нижегородском детском театре «Вера»

Детский театр «Вера» завершил сезон премьерой постановки по известнейшему роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Несмотря на то что произведение считается хрестоматийным и скучным для подростков, режиссеру Александру Ряписову удалось превратить его в увлекательный спектакль, в котором соединились классический театр и современное телевидение.

Почему ток-шоу на телевидении так популярны? Зачем люди их смотрят? На какие внутренние вопросы ищут в них ответы? Вы скажете, что смотрят из чистого любопытства, и будете правы, ведь подробности и перипетии чужой биографии всегда интересны обывателю, собственная жизнь которого в ее покое и предсказуемости кажется ему скучной. Но нет ли в этом наблюдении за тем, как складываются или разрушаются отношения в семье посторонних людей, скрытого желания почувствовать себя лучше и выше других, оценить, стать на миг судьей, выносящим вердикт? Какие бы противоречивые страсти ни кипели в твоей личной судьбе, именно «жизнь других» тебе кажется понятной и однозначной, как в классическом романе XIX века, где автор все доступно объяснил. Спектакль «Обыкновенная история» в нижегородском театре «Вера» поставлен как раз в виде такого ток-шоу, и, как это часто бывает у режиссера Александра Ряписова, он не только про персонажей, но и про зрителей тоже.

Театр + ТВ

Удивительным образом театральная постановка вместила в себя два разных способа рассказывания одной и той же истории, соединив литературу и формат, типичный для ТВ. Получилось так, что ток-шоу, участники которого «листают» страницы романа Ивана Гончарова, обнаруживает очень важное свойство этого литературного произведения — его драматургичность. И действительно, диалоги героев составляют самую «соль» романа, в них проявляются характеры, развивается конфликт мнений, толкающий действие вперед, к очевидной, но лишь на первый взгляд развязке.

С другой стороны, заведомая, то есть принятая всеми как данность, художественность сюжета отбрасывает тень театральности на сам жанр ток-шоу, прозрачно намекая, что оно не более чем искусно сконструированный спектакль с ведущим, в котором свои роли есть у всех участников, в том числе у зрителей.

Разум и чувства

Петр Иванович Адуев в исполнении Дмитрия Суханова — рационалист поневоле, желающий помочь юному Александру интегрироваться в общество. Его задача не унизить племянника своими насмешками, а показать комичность его поступков с точки зрения типичного столичного жителя. Дядюшкино равнодушие к людям, его цинизм, легкий, местами игривый, кажутся напускными, учитывая то, с какой заботой тот относится к младшему Адуеву. Неожиданная для племянника, но не для зрителей перемена в образе Петра Ивановича в финале, точно переданная актером, демонстрирует, насколько естественно для героя испытывать живые, искренние чувства.

Такой же мнимой на поверку оказываются юношеская восторженность и идеализм Александра Адуева (Андрей Хозяев). Воспринимать их со всей серьезностью невозможно: они постоянно снижаются сопутствующими внешними обстоятельствами вроде откровенного матушкиного прагматизма в сцене сборов в дорогу (заслуженная артистка РФ Татьяна Каурова) или любовной истории комической пары Аграфены и Евсея (Наталья Петенева и Сергей Голышев) — пародийных двойников Александра и Софьи (Дарья Федорова). Причем ирония к персонажу заложена и внутри самого сценического образа, именно в том, как филигранно его сыграл артист Андрей Хозяев. Те самые слова о «неодолимом стремлении, жажде благородной деятельности», которые произносит герой, — не более чем нелепая демонстрация желания соответствовать идеалам, почерпнутым в книгах. Она сродни той широкой придурковатой улыбке, с которой Александр на сцене впервые появляется перед дядюшкой.

В спектакле показано движение младшего Адуева от мечтательности к разочарованию, после которого следует превращение героя в рассудительного дельца. Это эмоциональное «перемещение» логично, хотя и происходит незаметно, через пограничные состояния. Так, знакомство Александра с Юлией Тафаевой (Полина Майорова) имело чисто практическую цель (просьба дяди), но отношения с молодой вдовой полны чувственности, причем зрелой страстности, а не юношеской влюбленности. Завтрак у Тафаевой — одна из самых гениальных сцен «секса», которые когда-либо были в театре, тем более в детском.

Лице-действо

Подобно тому, как театр в этом спектакле имитирует эфирное телевидение с его рекламными паузами, «играют» свои роли в жизни и другие действующие лица романа, перекочевавшие в постановку, например Софья со своей матушкой Марьей Карповной (Галина Быкова): типовой сценарий судьбы деревенской возлюбленной Александра дядюшка убедительно изложил при первой же возможности. Тетушка (Ирина Сташкова), старая дева, живущая в грезах прошедшей жизни; Наденька Любецкая (Ксения Кошелева), вынужденная встречаться с потенциальным женихом; ее матушка Мария Михайловна (Александра Трушкина), с блуждающей мушкой на лице, комичная в своем желании пристроить дочь замуж; сосед Антон Иванович (Дмитрий Зайцев), изображающий участие приживала; бывший друг и карьерист Поспелов (Александр Георгиев); слуга Петра Ивановича Василий (Андрей Логинов), подражающий своему серьезному хозяину, — каждый из них разыгрывает перед другими свой собственный спектакль, представляя, что он определяет свою судьбу. Лишь старший Адуев притворяется, что он хуже, чем он есть на самом деле. А его жена Елизавета Александровна (Мария Попова) — единственный персонаж в постановке, кто не притворяется, некий камертон, по которому можно определять чистоту истинности других. Есть здесь и забавные герои-оборотни: ведущий ток-шоу (Алексей Ганюшин), превращающийся в доктора, и взятый из другого романа безмолвный Обломов, который в финале становится сценическим воплощением Александра v.3.0.

Переменчивая реальность

В спектакле артисты, как участники телевизионного ток-шоу, отделены от персонажей: по воле режиссера ведущий постоянно как бы разрывает действие — сюжетную канву произведения, чтобы напомнить об этом. Собственно, сама инсценировка — это соединение (не всегда линейное) отдельных эпизодов романа в сценарий телевизионной программы. Ее участникам и зрителям приходится переключаться из театральной реальности романа в театральную реальность ток-шоу, а иногда и вовсе выходить из художественной реальности, например, когда идет реклама театра или зрителей просят проголосовать. По сути разные художественные миры не сменяют друг друга, а существуют вместе, так же как на одной сцене соединяются декорации Петербурга XIX века и современная телестудия, песня «Дельтаплан» Эдуарда Артьемьева и музыка Никколо Паганини, старинные костюмы и модные гироскутеры (сценография — Владимир Ширин, костюмы — Полина Гришина, видео — Алексей Степанушкин, хореография — Маша Лутошкина).

В этой эстетике стилистической множественности главная нравственная цель спектакля — задавать вопросы, а не давать ответы. Чем должен жить человек: разумом или чувствами? Что важнее для твоей судьбы: духовное или материальное? Способны ли люди на искреннюю любовь и бескорыстную привязанность или преследуют свои собственные цели? Постановка Александра Ряписова показывает, что жизнь неизбежно вносит свои коррективы, часто неприятные, в детские идеалистические представления — и эта история «обыкновенная» независимо от эпохи, в которую она происходит. Но не менее типично для нашей культуры и заблуждение в собственном праве на последнее слово, на однозначность собственного мнения, особенно, когда это касается жизни другого человека.

Зрителям этого спектакля/ток-шоу в театре «Вера» дается возможность проголосовать, решить, кто прав: приземленный дядюшка или мечтательный племянник. Однако после голосования становится ясно, что действие не завершилось, оно продолжается, и вместе с ним продолжают меняться герои. Урок в том, что большинство тех, кому был симпатичен остроумный Петр Иванович, и тех, кто отдал свой голос обаятельному Александру, наверняка в финале пожалеют о своем выборе. Мы, подобно зрителям ток-шоу, в нашей настоящей жизни охотно судим о людях, совершенно ничего о них не зная. И это в некотором смысле тоже обыкновенная история.

Текст: Андрей Журавлев. Фото: Роман Бородин. Предоставлены театром «Вера».