Человек из Петербурга VS человек из Подольска
В Нижнем Новгороде появилась еще одна камерная культурная площадка — арт-пространство «Кислород» во внутреннем дворе театра «Комедiя».
19 августа на открытии пространства новый главный режиссер театра Иван Комаров пообещал, что это место будет использоваться как своеобразная лаборатория для театра: здесь будут проходить читки пьес, лекции, мастер-классы, перформансы, показы спектаклей, обсуждения. Это отличная идея — создать вокруг искусства интеллектуальную среду, где главной целью будет поиск понимания современного театра через разговор, через столкновение разных точек зрения и разных культурных традиций.
Проект режиссерских читок «Текст. Отражения», стартовавший в новом арт-пространстве, подчеркнуто текстоцентричен. По словам Ивана Комарова, ему важно понять, каким языком классика русской драматургии может говорить с современным человеком, как звучит текст литературного произведения XIX века и как он отражается от современных текстов и реалий нашей жизни.
Для первой читки были выбраны две пьесы: «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Человек из Подольска» Д.А. Данилова.
Режиссер рассказал собравшейся аудитории, что не «слышит» архаический гоголевский текст, не понимает до конца, как его аутентично подавать современному зрителю. Ему кажется, что сам язык «Ревизора» устарел. Наверное, именно поэтому он выбрал лучший способ услышать текст заново — это обновить контекст, в котором он звучит, заставить себя, артистов и зрителей абстрагироваться от «культурной памяти» многочисленных кино- и театральных интерпретаций.
Возможно из-за этого часть публики, которая ожидала более яркой актерской подачи, была удивлена избранной манере читки — по-книжному спокойной, подобно школьному чтению по ролям, но в исполнении ведущих возрастных актрис театра. Текст не игрался, а именно читался, тем самым на первый план выдвигался язык и смысл, намеренно очищенный от выраженной в интонации индивидуальной харизмы той или иной актрисы. И это порождает в сознании мысль о том, как редко мы «слышим» классический текст в чистом виде и возможно ли «чистое» восприятие классики, которую мы в течение своей жизни редко можем прочитать заново. Такое чтение активирует текст не на сцене, а внутри зрителя, который неизбежно воспроизводит свой собственный первый опыт знакомства с произведением Гоголя. «Ревизор» — хрестоматийная классика, которую в России знают практически все, поэтому театр должен открывать зрителю не события пьесы, а новые смыслы, которые могут порождены только новым театральным языком.
Пьеса «Человек из Подольска», отлично разыгранная во втором действии читки артистами, вызвала более живой отклик аудитории, чем «Ревизор». В ней отразились личный опыт некоторых зрителей, связанный с полицейским произволом в современной России, и страх взаимодействия с официальным властями — своими впечатлениями гости читки поделились во время обсуждения. Для них комедия Дмитрия Данилова — это страшный, фантасмагорический документ эпохи, который очень тяжело воспринимать сквозь призму смеха.
Странным образом эти же люди говорили о том, как «великолепно» и «органично» звучал для них гоголевский текст в первом действии и какое «наслаждение» они получили от читки. В «Человеке из Подольска», где полиция незаконно удерживает человека за «скучность» его жизни и то ли воспитывает, то ли эмоционально издевается над ним, а потом отпускает, они не увидели ничего смешного, но «Ревизор», с жестоким чиновничьим беспределом, взятками, воровством, избиением мирных граждан, поборами с купцов — это, получается, очень смешно и красиво.
Неужели прав Иван Комаров: не слышит современная публика «правды жизни» двухсотлетней давности, забронзовел текст пьесы, перестал восприниматься как что-то живое, имеющее отношение к нашей жизни, ведь реалии-то не изменились?
При этом соотнесенность в едином сценическом пространстве и последовательность озвученных артистами текстов породили удивительное художественное целое, в котором два произведения взаимно усиливали друг друга и проясняли свои смысловые потенции. Режиссер «оборвал» гоголевскую пьесу на сцене вранья Хлестакова, продолжив этот своеобразный спектакль в двух действиях «Человеком из Подольска». Из-за этого даже не сопоставления, а самого обычного сосуществования текстов в одном контексте герой произведения Дмитрия Данилова словно вырастает генетически из «Ревизора», он Хлестаков наоборот.
Каждый из двух персонажей — маленький человек в столкновении с заведомо более сильной системой власти, которая для внешнего использования вокруг себя порождает некую альтернативную, заведомо фейковую реальность, при которой больные выздоравливают, как мухи, а Подольск ничуть не хуже Амстердама. Почему нам по-прежнему, спустя 185 лет смешно, когда мы читаем Гоголя? Потому что главный герой вдохновенно врет так, что его вранье «перебивает» вранье чиновников. Творческая натура и подвижная душа побеждают беспросветную власть, выставляют ее в глупом свете, разоблачают и наказывают к радости зрителей.
Человек из Подольска, которого задержала полиция, — это Хлестаков, который утратил свою Фантазию, волю к жизни, актерский талант. Маленький творческий человек словно поменялся местами с властями предержащими, в пьесе Данилова теперь не он, забавный безобидный плут, а власть сама по себе демонстрирует безудержную хлестаковщину. Но вот насколько это безобидно, Иван Комаров оставляет вопрос открытым.
В читке участвовали заслуженные артисты РФ Валерий Кондратьев, Марина Вязьмина, Ольга Удалова, Татьяна Протопопова, РФ Елена Ерина, артисты Валерий Еруков, Игорь Смеловский, Евгения Кондратьева, Светлана Бердникова, Николай Пономарев, Ирина Былина, Ольга Бубнова, Татьяна Дорофеева.
Фото: Анастасия Разгуляева.